А я делаю так...   

    Авторские работы и публикации


Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он её в глаза не видел. Но когда она похолодела, Евгений решил начать всё снова.

Из школьных сочинений.





Статистика посещений
   Сегодня 1099  Сейчас 76







А я делаю так...

Автор: М.Н. Хабазова

Дата добавления: 2013-10-17







Марк Твен писал: «По крайней мере раз в жизни Удача стучится к каждому, но многие в это время сидят в соседнем кабачке и не слышат стука».

Первая удача постучалась ко мне в дверь, когда я выбирала профессию. Стук я услышала, наверное, поэтому моя профессиональная деятельность складывается удачно.

Человек, взявшийся за труднейшее дело обучения и воспитания, никогда не должен забывать: дети зеркало достоинств и недостатков взрослых. В школе это зеркало отражает в первую очередь классного руководителя.

Если классный руководитель считает, что самый главный предмет в школе тот, который преподаёт именно он, вряд ли ученики вырастут разносторонне развитыми, увлечёнными людьми.

Если классный руководитель ведёт себя таким образом, что заметно его негативное отношение к коллегам, то и дети будут относиться к ним соответственно.

Если ребята заметили, что классный руководитель лукавит (даже иногда), то добиться того, чтобы ученики говорили ему правду будет очень нелегко.

Очень часто от учителей и родителей можно услышать, к сожалению, и такие характеристики: брошенный класс, бестолковый класс, класс дураков... Больно, обидно, страшно.

На мой взгляд, этими характеристиками сказано всё, а главное, мы видим личность учителя, классного руководителя и его отношение к детям.

Дети приходят в школу не только учиться, они приходят в школу общаться друг с другом, с нами, взрослыми , считая нас умными. Я стараюсь, чтобы дети меня не боялись, доверяли, с любыми вопросами могли обратиться, а самое главное - верили в то, что я им помогу. Это доверие приходит не сразу, порой сложно найти подход друг к другу. И вот в этом помогает моя работа как предметника.

Урок - театрВ школе невозможно только думать и рассуждать, например, о том, как жили лицеисты в Царскосельском лицее. Это ведь тоже была школа с учениками и учителями. Здесь тоже были свои отличники и всем известные двоечники. Нужно действовать, двигаться, веселиться, поэтому я и предлагаю своим ученикам проводить, лицейский урок, вечер в салоне А. П. Шерер, побывать в гостях у Татьяны Лариной, побродить по улицам Петербурга Достоевского, заглянуть за высокие заборы домов города Калинова, где льются слёзы ни в чём неповинных людей. Литературные вечера, уроки-театры, салоны, где мои девочки , выступают в длинных пышных платьях с затейливыми локонами и бесподобными бантами. При этом удовлетворяется потребность девушки попробовать себя в роли барышни XIX века. Ведь практически все девочки проходят период, когда они дома надевают «длинные платья» и туфли мамы на высоких каблуках. И любой мальчишка мечтает увидеть себя рыцарем, принцем, кавалером. Их мечты сбываются. Костюмированная часть вечера или урока очень важна, так как в этот момент происходит преображение, т.е. примеривание на себя другого образа, не только с другими манерами поведения, но и с другими ценностями. И я очень надеюсь, что благодаря героям XIX века, поступкам и замечательным делам великих людей слова «честь, благородство, достоинство» не будут пустым звуком для моих учеников.

Урок - театр

Уроки-театры, балы, вечера несут ещё и другую нагрузку: ребята готовят костюмы собственными руками. Чтобы сшить костюм, например, такой, в который был облачён Денис Давыдов, нужно провести огромную работу: и в исторический музей сходить, и в интернете полазить, и в толковый словарь заглянуть - вот и достигается сразу несколько целей. Лексический запас пополняется и культурный уровень повышается. А труд, огромный труд, который вкладывается в каждый костюм, он поистине неоценим. Подключаются к работе и родители (даже самые заняты) .Тем самым достигается правильное сближение детей и родителей через интересную работу, а это тоже немаловажно.

А я, как классный руководитель, обязательно подключаю к работе детей из своего класса, независимо оттого, какой у них возраст. Всегда найдётся что спеть, станцевать и т. п. Обычно соглашаются на это самые активные дети. Но по мере подготовки подтягиваются и остальные: кто-то по дружбе, кто-то просто посмотреть, а в день выхода на широкую аудиторию - поболеть за своих одноклассников. А в следующий раз желающих поучаствовать в очередном мероприятии становится всё больше. И в конце концов безучастных практически не остаётся.

Лиха беда - начало. Попробовали один раз - понравилось. Далее следует вопрос: «А когда будем ещё что-нибудь делать?» А потом уже подходят с требованием :

Есенинский вечер« Мы хотим ещё!» Чтобы подготовить интересное мероприятие, нужно потратить много сил и времени. И дети, можно сказать, живут школой и в школе.

Да, дети живут в школе, и я стараюсь не жить за них, не планировать за них, не решать за них, не навязывать им своё, то, что интересно мне, но, может быть, не интересно им. Отношения в моём нынешнем классе (и вообще в моих, всегда любимых классах) строятся на, взаимоуважении и доверии. Основой демократического общения выступает полное признание прав ребёнка на широкий выбор всего, что связано со школьной жизнью: на высказывание собственного мнения; на отказ; на защиту; на протест; на критику (в том числе и действий учителя и классного руководителя). Голос каждого должен быть услышан, а успех каждого в любой его форме должен помогать общему развитию детского коллектива.

Публикация: «Практический журнал для учителей и администрации школы», № 7, 2009 г.,
статья опубликована под заголовком «А когда мы будем ещё что-нибудь делать»

 

 

Просмотров: 1853





    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.