План. Конспект. Тема. Понятие о безличном предложении. Правило, примеры, задания, таблица, схема, проверочная работа, презентация «безличные предложения»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 1-4. (время 0:06)
А. Работа с текстом с различными типами предложений.
Б. Вопросы классу о их сходстве и различии.
2. Безличные предложения (БЛ). Слайд 5-13. (время 0:04)
А. Нахождение учащимися безличных предложений в заданном тексте.
Б. Формулировка учащимися особенностей безличных предложений.
3. Сказуемые в безличных предложениях. Слайд 14-20. (время 0:16)
- глагол безличный возвратный или невозвратный: Смеркается. Взгрустнулось.
- глагол личный или возвратный в безличном значении: Запахло осенью. Не нравиться мне учиться.
- инфинитивом: Быть грозе. Встать!
- кратким причастием: Задумано съездить на пляж.
- словом категории состояния или наречием: Тяжело в неволе. Нам весело и интересно.
- отрицательной конструкцией:
Без чести нет удачи. На улице ни души.
4. Закрепление. Слайд 21-22. (время 0:05)
Задание ученикам на самостоятельную разработку памятки «Как определить безличное предложение»
5. Употребление безличных предложений. Слайд 23-29. (время 0:05)
Употребление БЛ предложений на примерах:
Мне легко и приятно (состояние человека)
Слякотно, пасмурно, в небе ни пятнышка лазури (состояние окружающей среды)
Надо идти сквозь непогоду (неизбежность совершения действия)
Туманно и дождливо за заплаканным окном (лиричность повествования)
Небо заволокло мглою. Парусник понесло к скалам (быстрая смена действий)
Нет царя могучей льва! (выразительность предложения)
6. Закрепление. Слайд 30. (время 0:06)
Выполнение учениками заданий по теме
7. Домашнее задание. Слайд 31. (время 0:03)
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.