Сочинение. Описание памятника культуры. Словарный диктант №11   

    План-конспект урока 
    

    Тема урока. Описание памятника культуры.
    Эпиграф урока.
    Ничего не боялся я столько,
    Как жить в городе без истории,
    Преданий и памятников.
    Аполлон Григорьев

    Ход урока.

    Словарный диктант №11.
    Синекдоха (определение)
    Гениальный, декларация, газопровод, диалОг, августовский, беллетристика, воображение, включИть, включИм, включАт, договОр(А), диплом, дискуссия, зодчества, идеал, интеллект, искусный, истинный, колорит, комитет, компьютер, красноречие, облегчИть, пролОг, пренезия [т], хозЯева, экспрЕсс [p], эстафета.

    Слово учителя с элементами беседы.
    Сегодня необычное занятие − развитие речи. И задача перед нами сложная, так как мы будем продолжать учиться писать сочинение.
    Вид сочинения – описание памятника культуры.
    Мы с вами много путешествуем, и скажите, пожалуйста,
    В. Что мы хотим мы в первую очередь увидеть, прибывая в ту или иную страну? Или у нас на Родине, посетив какой-нибудь город, станицу или маленькую деревушку всего в сотне км от нашего места проживания? 
    Достопримечательности.
    Конечно, достопримечательности.
    Мы совершаем перелёты из страны в страну, переезжаем из города в город, плывём к далёким островам, а самые отчаянные перемещаются автостопом, верхом или даже пешими.
    Путешествуем мы налегке или с багажом, в составе группы или в одиночку, по путевке туристического агентства или самостоятельно – все для того, чтобы увидеть воочию эту самую достопримечательность.
    В. Что вы понимаете под словом достопримечательность? Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите это слово?
    Мемориал, пьедестал, скульптор, памятник, увековечить, воздвигнуть, запечатлеть…
    Все эти слова понадобятся вам для написания сочинения.
    Вспомним,
    В. Что такое стили речи?
    Стили речи − это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования − в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.
    В. Стили речи и типы речи − это одно и то же? Почему?
    Это разные понятия, их не следует путать.
    Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения.
    В. Какие типы речи различают в русском языке?
    Повествование, рассуждение, описание.
    Эти типы речи встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).
    В. Какие типы речи различаются в следующем тексте?
    Притча о рогах и рогоносцах
    Быль это или небыль, а быть может и то, и другое, но случилось так, что Заяц спросил Оленя:
    − Зачем тебе рога? От них же пользы никакой.
    Олень ответил:
    − Рога − это красиво. Я не люблю зверей с пустой головой.
    Заяц обиделся и сказал:
    − Зато у меня богатый внутренний мир!
    Не нашелся Олень что ответить Зайцу и понуро поплелся к лесному озеру.
    Повествование
    И отразился в озере грациозный и прекрасный зверь.
    И были у красавца зверя на голове рога, словно ветви сказочного дерева. И стройные ноги зверя в чулках белых, несли величавое и поджарое тело.
    И замолкли лягушки, пораженные красотой его. И толстый барсук, устыдившись вида своего, спрятался под корягу.
    И звался зверь-красавец Оленем Благородным.
    Описание
    А Заяц, оставшись один, веселился вовсю.
    Ну, скажите, Бога ради, зачем зайцу рога? Для чего самодостаточному зверю какие-то глупые выросты на голове? Тому же Медведю, например. Детей пугать? Медведя и так боятся до… медвежьей болезни.
    Нет, если бы Медведь был дворником или, допустим, премьер-министром, то другое дело. В этом случае главное, что на голове, а не внутри ее.
    Зайцу же, чтобы морковь по огородам воровать, и вовсе рога не нужны. Чай, не премьер-министр.
    Рассуждение
    Как вы видите из прочитанной притчи, границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах.
    В. Какой тип речи выберете вы для сочинения?
    Описание.
    В. Что такое описание?
    Это такой тип речи, при котором описываются признаки какого-нибудь предмета, явления, животного или человека.
    Мы выбрали для сочинения тип речи «описание»
    В. Допустимы ли в сочинении другие типы речи? Почему?
    Не только допустимы, но и необходимы для того, чтобы сочинение было более разнообразным и красочным.
    На нашей планете создано множество памятников. В каждом городе они есть. Это молчаливые повествователи подвигов, доблести, славы, языком искусства рассказывающие о том или ином событии, историческом персонаже, военачальнике, писателе и т.д.
    В. Какие вопросы характерны для сочинения «Описание памятника культуры»?
    Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Кто автор? Какова история создания?...

    Слово учителя.
    Почти в каждом уголке нашей страны есть памятники героям сказок А.С. Пушкина. Они есть в… Впрочем, посмотрите сами…
    Есть в нашей стране памятники и другим литературным персонажам.
    Например,
    бравому солдату Швейку чешского писателя Ярослава Гашека («Похождения бравого солдата Швейка») в Самаре
    литературным героям Эдуарда Успенского «Каникулы в Простоквашино» в Луковицах,
    неунывающему весельчаку и народному любимцу Ходже Насреддину в и его великомудрому ишаку в Москве (Леонид Соловьев, «Возмутитель спокойствия», «Очарованный принц»).
    В Москве же на Смоленской набережной рядом с посольством Великобритании можно увидеть памятник легендарному Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону – литературным героям английского писателя Артура Конан Дойла.
    Много подобных памятников и за рубежом, например:
    дону Кихоту и Санчо Пансе (Мигель де Сервантес Сааведра, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский») в Мадриде,
    русалке в Копенгагене (Ганс Христиан Андерсен, «Русалочка»).
    Есть за рубежом и памятники литературным героям русских авторов. На одном из них мы и заострим наше внимание. Этот необычный памятник, который будет объектом-темой нашего сочинения – (слайд 21) памятник Муму, героине одноимённого рассказа И.С. Тургенева.
    Давайте начнём собирать рабочие материалы и составим план сочинения. Для начала нужно узнать автора памятника, ознакомиться с историей создания.
    Автор проекта Юрий Грымов – режиссёр фильма «Муму», который впервые был продемонстрирован во Франции, на фестивале в Онфлёре.
    Итак, по инициативе Юрия Грымова во Франции, в очень уютном городском парке города Онфлёра, на берегу небольшого пруда установлен памятник маленькой собачке Муму, работы минского скульптора Владимира Цесслера.
    Выбор места установки памятника не случаен. И.С. Тургенев любил бывать в этом парке, часто встречался здесь с известным французским писателем 19 века Ги де Мопассаном.
    Доведённый до отчаяния великий француз на этом месте пытался покончить жизнь самоубийством, он пять раз желал свести счёты с жизнью. Поэтому французы дали памятнику другое название – памятник любви и одиночеству.
    Конечно, возникнет у вас вопрос, почему автор проекта не установил памятник в России. Ответ прост до безобразия: не смог достучаться через чугунные лбы московских чиновников до их умов, не получил разрешения
    и тогда обратился к мэру Онфлёра в письме, отправленном по факсу. Ответ пришёл почти мгновенно: «Приезжайте. Устанавливайте».
    И этот памятник персонажу русского писателя теперь является символом города Онфлёр.
    Но Юрий Грымов – человек-оптимист, он надеется, что когда-нибудь ему удастся поставить памятник и в Москве тоже.

    Слово учителя с элементами беседы.
    А теперь я предлагаю рассмотреть два памятника в совокупности. Памятник Муму и памятник Русалочке в Копенгагене. Сравните их
    В. Чем памятники схожи?
    У воды, на камне….
    В. Как вы думаете, почему у собачки русалочий хвост?
    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить
    В. Кто такие русалки?
    Это сказочные девушки, живущие триста лет; только когда они перестают быть, их не хоронят, у них даже нет могил, они просто превращаются в морскую пену
    Не будем говорить о том, какие поверья существуют в России о русалках, не будем говорить о том, что русалки – это девушки-утопленницы, заманивающие своим голосом в водоёмы людей и топящие их.
    В. Давайте вспомним, какова Русалочка Ганса Христиана Андерсена и заслужила ли она памятник?
    Да, так как у неё было доброе сердце, она не убила принца, чтобы смогла жить сама, и, самое главное, она превратилась в тот живительный воздух, который в жарких странах, где люди гибнут от зноя, навевает прохладу, распространяет в воздухе благоухание цветов и несет людям исцеление и отраду.
    И ещё, на мой взгляд, Русалочка Андерсена везде и повсюду и до сих пор приносит радость людям. Мне очень хочется, чтобы вы всегда ощущали её присутствие рядом с собой в розовом воздухе и были весёлыми, радостными и счастливыми.
    Понятно ли, почему Муму с русалочьим хвостом?
    Это памятник жертве любви, то есть всем нам.
    Автор памятника хочет донести до нас мысль, что Муму, как и Русалочка, (т.е. любовь и доброта) не исчезают бесследно, они перевоплощаются.
    Вспомните, какие прилагательные оценки вы сможете использовать в сочинении?
    Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно и они пригодятся вам в работе. Составьте план описания.
    В. Посмотрите на слайд и ответьте себе
    можно ли сказать, что памятник оригинальный, уникальный, что он не похож на все другие?
    если не похож, то чем?
    Какие эпитеты вы бы подобрали для его описания?
    Какие эпитеты характеризуют не только памятник, но и передают чувства людей, которые видели его.
    С чего бы вы начали описание?
    Как закончили бы сочинение?
    Ваш учитель предлагает описание закончить рассказом о своих впечатлениях, полученных от созерцания памятника собачке-русалке.  

    Самостоятельная работа.
    Составление плана.
    Чтение и обсуждение плана.

    Домашнее задание.
    Подготовится к сочинению «Собачка-русалка». Черновик сочинения.
    Задание на 10 дней: подготовиться к словарному диктанту №12.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 1069  Сейчас 77







Урок русского языка в 8 классе.

Сочинение. Описание памятника культуры. Словарный диктант №11

презентация к уроку (обзор)

Описание памятника культуры, сочинение
слооварный диктант
Презентация: описание памятника культуры, сочинение
Описание памятника культуры, сочинение
Описание памятника культуры, сочинение
Памятник культуры, скульптор
Стили речи
Стили и типы речи
Типы речи в русском языке
Определение типа речи
Определение типа речи
Определение типа речи
Границы типов речи
Тип речи описание
Типы речи в сочинениях
Памятник культуры
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Памятники стран мира
Описание памятника культуры
Памятники персонажам сказок Пушкина
Памятник бравому солдату Швейку
Каникулы в Простоквашино
Памятник Ходже Насреддину
Шерлок Холмс и Ватсон
Дон Кихот
Русалка
Тургенев и Муму
Юрий Грымов, "Муму"
Городской парк в Онфлёре
Ги де Мопассан в Онфлёре
Чиновник
Памятник Муму в Онфлёре
Русалочка и Муму
Русалка
Русалка
Русалочка в Копенгагене
Собачка-русалка
Сочинение: "Памятник культуры"
Муму в Онфлёре
Муму в Онфлёре
Собачка-русалка

Перейти на страницу урока

    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.