План. Конспект. Тема. Виды, типы, группы сложносочиненных предложений. Средства связи. Сочинительные союзы. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Примеры, таблица "союзы сложносочиненных предложений (ССП)", задания, презентация «сложносочиненное предложение»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 1-2. (время 0:03)
Беседа с классом о сложных предложениях и средствах связи между ними.
2. Анализ предложений. Слайд 3-11. (время 0:04)
Задание классу на определение простых и сложных союзных предложений и роли союзов в этих предложениях.
3. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 12-17. (время 0:10) А. Понятие о сложносочиненном предложении. Б. Сочинительная связь в ССП на примерах: Евразия по площади — самый большой материк на земле, а Австралия – самый маленький. Г. Группы сочинительных союзов. Д. Составление таблицы «союзы соединительные, противительные, разделительные». Е. Задание классу на составление ССП из простых, как например: Гремела гроза. Буйствовал ветер.
4. Запись опорного конспекта. Подведение итогов. Слайд 18-23. (время 0:17) А. Запись учениками определения сложносочиненного предложения на примере: Сверкнула молния, и громыхнул гром Б. Типы ССП по составу простых предложений на примерах: Лето наступило, и леса зазеленели; Лето наступило, и потеплело В. Типы ССП по составу сказуемых в простых предложениях на примерах: Отдыхающие с нами не общались, да и мы сами не стремились тратить время на пустопорожние разговоры Он могуч, а я немощен. Г. Группы ССП по сочинительным союзам: с противительными, разделительными или соединительными союзами Д. Задание классу на расстановку знаков препинания в сложных и простых предложениях с однородными членами.
5. Закрепление. Слайд 24. (время 0:08)
Выполнение учениками упражнений учебника или проверочная работа.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.