План. Конспект. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Примеры, задания, таблица «придаточное изъяснительное», презентация «изъяснительное придаточное предложение»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 1-5. (время 0:06)
А. беседа с классом о:
- месте придаточного определительного в предложении;
- второстепенных членах предложений;
- группах придаточных и сходстве их с второстепенными членами предложения.
Б. Самостоятельное определение учениками темы урока.
2. Придаточные изъяснительные в СПП. Слайд 6-30. (время 0:16)
А. Придаточное изъяснительное на примере косвенной речи: Я ответил, что опоздал на открытый урок по уважительной причине.
Б. Вопросы косвенных падежей к придаточной части на примерах предложений: Он сказал (что?), что приедет утром.
Я поинтересовался (о чем?), как они сдали экзамен.
Владимир сомневался (в чем?), справился ли он с заданием.
В. Отношение изъяснительного придаточного к члену предложения со значением мысли, восприятия, чувства, речи и т.д. в главной части. Примеры: Нам рассказали, как автора критиковали за его повесть.
Мы думали, что нам все сойдет с рук.
Убежден, что все вы успешно сдадите экзамен.
Необходимо, чтобы к экзаменам вы отнеслись серьезно.
Г. Союзы и союзные слова в СПП с придаточными изъяснительными.
Д. Вопросы к придаточному как главный маркер в определении вида придаточного. Примеры: Нам бы хотелось отдохнуть там (где?), где солнце, море и пальмы (придаточное обстоятельственное). Наконец мы нашли место (какое?), где можно разбить палатки (придаточное определительное). Мы спросили (о чём?), куда нас направят по окончании учебы.
3. Запись опорного конспекта. Слайд 31-36. (время 0:10)
А. Составление учащимися таблицы-памятки «придаточное изъяснительное»
Б. Функция придаточного изъяснительного как завершающей части СПП, придающей предложению элемент законченности: Я не заметил, как наступили сумерки.
В. Знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.
Г. Значение и употребление изъяснительных придаточных.
4. Закрепление. Слайд 37-43. (время 0:10)
А. Выполнение учащимися заданий на пройденную тему.
Б. Творческая работа: составление короткого рассказа тему урока по плану:
1. Вид
2. Вопросы
3. Средства связи
4. К чему относятся
5. Место в СПП
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.