План. Конспект. Тема. Придаточная часть СПП, запятая и тире в сложноподчиненном предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «место придаточного в предложении»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 2-4. (время 0:04)
Вопросы к классу о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, сходстве и разнице между союзами и союзными словами.
2. Главная и придаточная часть предложения. Слайд 5. (время 0:01)
Слово учителя перед просмотром видеоурока «место придаточного по отношению к главному»
3. Место придаточного в предложении. Слайд 6-30. (время 0:10)
А. Свободное положение придаточной части в СПП на примерах: Мы с братом поедем в деревню, когда потеплеет. Когда потеплеет, мы с братом поедем в деревню. Мы с братом, когда потеплеет, поедем в деревню.
Б. Фиксированное положение придаточной части в СПП на примерах: Мы заплутали, потому что ушли из лагеря без проводника. Правильное направление нам подсказал абориген, который встретился нам в пути.
В. Положение придаточной части в зависимости от цели высказывания на примерах: Я знаю, как зимуют медведи. Как зимуют медведи, я знаю.
4. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Слайд 31-36. (время 0:05)
А. Запятая в сложноподчиненном предложении. Примеры: Мы наслаждались отдыхом, как наслаждаются люди, выполнившие трудную и ответственную работу. Мальчик, который стоял на перекрестке, испуганно озирался.
Б. Тире в сложноподчиненном предложении. Пример: Когда одиноко – хорошо бывает прогуляться по аллеям старого городского парка. Мы продолжили движение – это было самым правильным решением.
5. Запись опорного конспекта. Слайд 37-39. (время 0:10)
Запись учащимися наиболее важных выдержек из просмотренного видеоурока.
6. Закрепление. Слайд 40. (время 0:02)
Задание учащимся на определение места придаточного предложения в сложноподчиненных предложениях.
7. Лингвистическая разминка «Ь или Ъ». Слайд 41-42. (время 0:05)
Выполнение учащимися заданий на постановку Ь или Ъ знака в заданных словах.
8. Структура сложноподчиненных предложений. Слайд 43-45. (время 0:05)
А. Выполнение учащимися заданий на составление схем из заданных СПП.
Б. Выполнение учащимися заданий на составление СПП из заданных схем.
* Результаты хронометража действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.