План. Конспект. Тема. Бессоюзные (БСП) и союзные (ССП, СПП) сложные предложения; разделительные и выделительные знаки препинания; интонация конца предложения. Примеры, задания, схемы, тест, презентация к уроку «Сложное предложение. Разделительные и выделительные знаки препинания».
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени)*
1. Предикативные части сложного предложения. Слайд 2-4. (время 0:03)
Проверка домашнего задания. Опрос класса по пройденному материалу.
2. Разделительные и выделительные знаки препинания. Слайд 5-19. (время 0:07)
А. Разделительные знаки (запятая, тире, точка с запятой, тире) препинания в сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях на примерах: Раздалось шипение спускаемого пара, и поезд, лязгнув буферами, остановился у перрона.
Б. Выделительные знаки (запятая, тире) препинания в сложноподчиненных предложениях на примере: Когда потеплеет, мы поедем на дачу.
3. Границы предикативных частей. Слайд 20-29. (время 0:05)
А. Задание классу на составление сложных предложений из двух простых. Пример: Ближний лес затих. На опушке показались первые грибы.
Б. Задание на определение смысла предикативных частей в сложном предложении с целью исправления допущенных ошибок. Пример: Раскрылись кувшинки, на пруду и в небе запели птицы.
4. Интонация сложного предложения. Слайд 30-36. (время 0:05)
А. Понятие об интонации конца предложения.
Б. Интонация конца в предложениях:
- простых на примере: Разговор завершился. Она по-прежнему пыталась что-то доказать.
- сложных на примере: Разговор завершился, однако она пыталась что-то доказать.
Г. Фиксация паузы между частями сложного предложения.
5. Схематическое изображение интонации в предложениях. Слайд 37-41. (время 0:06)
Задание классу на расстановку знаков препинания в предложении и графическое отображение особенностей интонации. Пример: Надо было поспеть в поселок до заморозков, и по(тому) он торопился.
6. Проверочная работа с взаимопроверкой . Слайд 42-43. (время 0:06)
Задание классу на определение способа связи в сложных предложениях.
7. Тест «Сложные предложения». Слайд 44. (время 0:10)
Выполнение учащимися теста и тестовых заданий «Знаки препинания в сложных предложениях»
* Результаты хронометража учебного времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.