Правописание суффиксов причастий (начало темы)    

    План-конспект урока 
    

    -Н- и -НН- в в суффиксах причастий

    План. Конспект. Тема. Правило правописания суффиксов причастий. Суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Правило, примеры, задания, таблица, проверочная работа, словарный диктант, презентация «правописание полных и кратких причастий»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания.  Слайд 2-5. (время 0:06)
    А. Выполнение учениками словарного диктанта.
    Б. Опрос по пройденному материалу.
    В. Задание ученикам на образование причастий множественного числа, пример: участвовать в демонстрации – участвующие в демонстрации, участвовавшие в демонстрации
    В. Задание учащимся на  образование максимального количества причастий от различных глаголов.

    2. Запись опорного конспекта.  Слайд 6-18. (время 0:20)
    Причастия
    А. Правописание суффиксов на примерах:
    -ащ-, -ящ-: молчат --> молчащий; смотрят --> смотрящий
    -ущ-, -ющ: ревут --> ревущий; решают --> решающий
    -ем-, -им-: волнует --> волнуемый, зависит --> зависимый
    -е(ё)нн-: купить --> купленный, найти --> найденный, беречь --> бережённый
    (слайд 9)
    Б. Правописание гласных перед -вш-, -нн- на примерах:
    обидеть --> обиженный, клеить --> клеивший
    В. -нн- в суффиксах на примерах
    - полных причастий сов. вида: сыгранная мелодия, просеянный рис, сваренная уха
    - с зависимым словом: варенная (на чем?) на костре уха   
    Г. -н- в суффиксах на примерах
    - кратких причастий: дорога пройдена.
    Отглагольные прилагательные и причастия
    А. -н- в суффиксах на примерах
    - красить (несов. вид) --> крашеный дом (отгл. прил.) --> некрашеный дом (отгл. прил.) --> дома не крашены (кр. причаст.)
    Б. -нн- в суффиксах на примерах
    - покрасить (сов. вид.) -->покрашенный дом (прич.) -->непокрашенный дом (прич.) --> крашенный малярами дом (завис. слово)
    В. Способы определения кратких причастий и прилагательных.

    3. Закрепление. Слайд 19. (время 0:06)
    Задание на определение значения (в качестве части речи) причастий в предложениях

    4. Запись опорного конспекта. Слайд 20-23. (время 0:04)
    Беседа с классом близко звучащих причастиях и способах распознавания их значений.

    5. Закрепление. Слайд 24-25. (время 0:06)
    А. Задание учащимся на различение причастий и прилагательных.
    Б. Тренировочная работа на правописание суффиксов причастий.

    6. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 26.  (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он её в глаза не видел. Но когда она похолодела, Евгений решил начать всё снова.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 29  Сейчас 70







Правописание суффиксов причастий (начало темы)

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 60.
К уроку
презентация,
проверочная работа,
ответы к проверочной работе,
"формообразование и ударение" для 10-11 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Правописание суффиксов причастий (начало темы)"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-10-13

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Правописание суффиксов причастий (начало темы)"



Класс     Фамилия

Вариант 0

Объясните написание -Н- и -НН-

башенный кран
бойцы мужественны
вещь ценна
желанный гость 
загруженная тележка
земляной вал
золоченый браслет
игрушка сломана
клюквенный морс
лебединая песня
машинный зал 
невиданный ураган
обветренное лицо
организованная спонсорами
печеное яблоко 
подлинный документ
правленный редактором текст
рваный башмак
румяный юноша 
тележка не выгружена
улицы пустынны
фаршированная рыба
юный герой

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Правописание причастий. -Н- и -НН- в суффиксах причастий (начало темы).
Содержание. Правило правописания суффиксов страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Правило, примеры, задания, таблица, проверочная работа, презентация «правописание причастий»

Проверка домашнего задания.  
А. Словарный диктант №10.
дисквалификация, деривация, еретик, дефицит, ежовый, джентльмен, евангелие, диктант, евразийский, диктофон, дрожжи, диссертация, древнерусский, диссонанс, до упаду, дифирамб, дотла, довлеть, до сих пор, доминанта, жёлоб, доныне, желатин, до отвала, жасмин, до отказа, жакет,
Б. Опрос по пройденному материалу.
В. В чем различие и сходство действительных и страдательных причастий?
Первые обозначают признак действующего объекта, а вторые – объекта воздействия.
Задание. Образуйте причастия множественного числа прошедшего и настоящего времени и укажите суффиксы причастия: участвовать в съемках,
участвующие в съемках, участвовавшие в съемках
Задание. Образуйте максимальное количество причастий от косить в сочетании косить траву, укажите суффиксы причастия
косивший древесину,

косящий траву, кошенная трава
Запись опорного конспекта. 
Пишется суффиксах причастий
А.  -ащ-, -ящ-,  -ущ-, -ющ- гласная окончаний глаголов 3 л. мн.ч.: машут – машущий, мотают – мотающий, стучат – стучащий, смотрят – смотрящий
Б. -ем-, -им-  та гласная окончаний глаголов 3 л. ед.ч.: волнует – волнуемый, зависит – зависимый
В. от глаголов на -ти, -ить, -чь – -е(ё)нн-: купить – купленный, найти – найденный, беречь – бережённый
Перед -вш-, -нн-: обидеть – обиженный, клеить – клеивший
Пишется -нн- в причастиях: - зависимым словом: варенная (на чем?) на костре уха; - совершенного вида: сыгранная мелодия, просеянный рис, сваренная уха, НО! уха сварена (краткое причастие)
В отглагольных прилагательных и причастиях пишется: -н-: красить (несов.) – крашеный дом (отгл. прил.) – некрашеный дом (отгл. прил.) – дома не крашены (кр. причаст.); -нн-: покрасить (сов. вид.) – покрашенный дом (прич.) – непокрашенный дом (прич.) – крашенный малярами дом (завис. слово)
Запомните! –о(ё)ванн(ый) пишутся с -нн-: прикованный Прометей, сжёванные листы.
Закрепление.
Задание. Определите часть речи
Красить – крашеный (прил.) – покрашенный (прич.) – некрашеный (прил.)

– непокрашенный (прич.) – крашенный маляром (прич.)
Запись опорного конспекта.
Внимание! Необходимо различать по значению близко звучащие причастия, т.к. они имеют различное написание:
замешенный (месить что-то, например, тесто) – замешанный (в чем-то, например, в ссоре)
выкаченный (из гаража) – выкачанный (из колодца);
обвешенный (в магазине) – обвешанный (игрушками);
развешенные (взвешенные на весах) – развешанные (на елке игрушки).
Закрепление.
немощеНая улица (прилагательное), мощеННая булыжником улица (зависимое слово, причастие), улица не мощёНа (краткое прилагательное), вымощеННая улица (причастие), мостить – мощеНая улица (прилагательное), улица не вымощеНа (кр. причастие)
Тренировочная работа. Выполните задания, выданные вам на листах /прилагается/.
Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение 206
Задание на неделю. Подготовиться к проверочной работе №10 (формообразование и ударение) /прилагается/

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.