|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Грозовые шестидесятые. II. Цель урока. Показать идейно-эстетическую борьбу в литературе второй половины 19 века. Жанровая дифференциация литературы, развитие психологизма, появление новых героев. Литературная критика (Н. Добролюбов, Д. Писарев). Журналы 60-ых годов. Лекция учителя. Суть лекции: идея связи литературы с освободительными движениями. Давайте вспомним строки из письма Белинского к Гоголю, говорящие о роли писателя в русском обществе: текст №1 прилагается В. Чем же объясняется такая исключительная роль литературы в обществе? Полный ответ на этот вопрос пока невозможен. Но урок явится началом ответа, а продолжением - весь курс литературы в 10 классе. Литература - самое массовое и самое действенное средство пробуждения и развития духовной активности людей, художественное развитие человека неотделимо от его политического и нравственного развития. Писатель не наделяет читателя готовыми убеждениями, но учит мыслить и помогает вырабатывать их самостоятельно. Входя в мир литературы, отразившей живую действительность, читатель становится зорче, вдумчивее, восприимчивее к жизненной правде. В. Вспомните произведения, в которых открыто звучали призывы к свободе, к борьбе с тиранией. «Вольность» Пушкина, «Завещание» Шевченко. Они распространялись в обход
|
цензуры - устно, в рукописях, появлялись в нелегальных изданиях. Но чаще всего художественные произведения не содержали прямых революционных высказываний. Они изображали жизнь так, как ее увидел художник, но мог бы увидеть и читатель. Заболел пахарь, и некому убрать выращенный хлеб («Несжатая полоса»), ученик сапожника тоскует о родной деревне и пишет письмо дедушке - единственному родному человеку. («Ванька Жуков» Чехова). Не так-то просто усмотреть «крамолу» в этих произведениях. Конечно, хранители старого порядка всегда чуяли дух свободолюбия и стремились его искоренить. Но художественная литература - в силу самой ее специфики - оказалась поразительно стойкой в борьбе с цензурой. Вся энергия церковной жизни Запада оказалась направленной не в духовную, а в мирскую сторону. В России же, унаследовавшей христианство от Византии, патриархи не претендовали на непогрешимость, никогда не соблазнялись ролью земных владык и свято соблюдали дистанцию между духовными и мирскими интересами. Не дело церкви заниматься мирским устроением. Например, «Муму». Повесть и написана-то была «на съезжей», в полицейском участке, куда Тургенев был посажен за статью о Гоголе. Бесспорно, повесть направлена против крепостного права. Но в истории глухонемого дворника и его собачки нет никаких прямых высказываний против социального строя России. И цензор пропустил «Муму».
|
Повесть была напечатана в 1854 году в «Современнике», когда в русском обществе, взбудораженном Крымской войной, поднималась новая волна возмущения против крепостничества, позорившего и ослаблявшего Россию. Это понимали и реакционные деятели. Высокопоставленный чиновник Родзянко докладывал правительству: текст № 2 прилагается Эти строки сегодня кажутся таким прямым призывом к восстанию, что становится непонятно, как их пропустила цензура («Современник» 1861 год первый номер). Но мысль героя в данном случае может быть истолкована по-разному: читатель должен сам выносить и выстрадать вместе с автором мысль о необходимости борьбы. Вопрос о роли нравственных идеалов в освободительном движении имеет ключевой характер в изучении связей русской литературы и русской революции. Он неизбежно встает и в произведениях «Хамелеон», «Ванька Жуков», «Смерть чиновника». Все это - истинные произведения искусства, поэтому они способны пробуждать и развивать в человеке лучшие его свойства. Домашнее задание. Подготовить доклады по творчеству следующих авторов: Тарас Шевченко, Акакий Церетели, Коста Хетагуров.
|