Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях    

    План-конспект урока 
    

    Сочинительные союзы.

    План. Конспект. Тема. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами, смысловые отношения в ССП. Словарный диктант №3. Типы и виды ССП, примеры,  задания, таблица «сочинительные союзы», презентация «смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-5. (время 0:05)
    А. Выполнение учащимися словарного диктанта.
    Б. Составление сложносочиненного предложения из трех простых, выявление смысловых отношений между частями на примере:
    Даша получила письмо.  Письмо было написано по-английски. Даша его не поняла. 

    2. Слово учителя. Слайд 6-7. (время 0:03)
    Сложносочиненное предложение и роль сочинительных союзов в формировании связей между его частями.

    3. Сочинительные союзы. Слайд 8-43. (время 0:22)
    А. Соединительные союзы. Смысловые отношения: одновременность, последовательность, причина (следствие)  на примерах:
    Прошло лето, и закончились каникулы.
    Шеф дал задание, и мы принялись его выполнять.
    Он пришел к финишу последним, и ему не зачли пробег.

    Б. Разделительные союзы. Смысловые отношения: чередование, взаимоисключение. Примеры:
    Или похолодало, или мне нездоровится.
    То дождь идет, то ветер воет.

    В. Противительные союзы. Смысловые отношения: сопоставление, противопоставление. Примеры: 
    Вадим учил уроки, а сестра на диване скучала.
    Течение было сильным, но я решил перебираться на противоположный берег.

    4. Закрепление. Слайд 44-50. (время 0:08)
    А. Выполнение учащимися заданий на определение смысловых отношений в ССП. Пример:
    Либо я соглашусь с его условиями, либо он меня по судам затаскает.  (взаимоисключение).
    Б. Составление таблицы «Сочинительные союзы»

    5. Анализ предложения. Беседа. Слайд 51-53. (время 0:04)  
    Значимость пунктуации на анализе предложения: Звездочки давно погасли в небе и уже играют на рожке.

    9. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 54. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Герасим ел за четверых, а работал один.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 479  Сейчас 15







Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 18.
К уроку
презентация
словарные диктанты для 9 класса

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-03-31

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема. Роль сочинительных союзов в смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях.
Содержание. ССП с сочинительными союзами. Словарный диктант. Типы и виды ССП, примеры,  задания, таблица «сочинительные союзы», презентация «смысловые отношения между предикативными частями ССП»
1. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант №3.
Лирика (определение)
Эксперимент режиссёра, прогнозировать ситуацию, пессимистический взгляд, роскошный палисадник, гуманное отношение, старинные традиции, присутствовать на конференции, анализировать систематически, мировоззрение писателя, расположиться амфитеатром, прогрессивные воззрения, разыгранная комедия, активная позиция, известный комментатор телевидения, ровесник поэта, идеологическая борьба, эффективный метод
Текст. А. Маше доставили письмо. Письмо написано было по-испански. Маша не смогла прочесть письмо. 
Б. Маше доставили письмо, которое было написано по-испански, и  она его не смогла прочесть.
В. В чем различие пониманий предложений А и Б?
В каждом из пунктов

сделано по три утверждения  ̶  изложено три факта, но в предложении Б, в отличии от группы предложений А, возникли, благодаря союзу и, причинно-следственные связи между утверждениями, что письмо было написано по-испански и, что Маша не смогла его прочесть, очевидно, потому что не знает испанского языка.
2. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами (без записи конспекта).
Прежде, чем продолжить наш разговор о смысловых отношениях в ССП посмотрим видеоурок на эту же тему.
3. Закрепление материала видеоурока.
Задание. Выделите союзы и грамматические основы. Определите смысловые отношения в ССП
Странник говорил по-южному певуче, и тембр голоса его был низкий с хрипотцой. (последовательность)
То выплюнет кратер удушливый серный дым, то затихнет всё в нём на неопределенное время. (чередование)
Он – в седле, а шляпа – на голове. (сопоставление)
Либо я сломаю его ослиное упрямство, либо он доведет себя до цугундера. (взаимоисключение)
Не одни только подростки увлекаются цифровыми играми, но, бывает, и

взрослых на оторвать от компьютера. (противопоставление)
4. Анализ предложения. Беседа.
Текст. Звездочки давно погасли в небе и уже играют на рожке.
Слово учителя. Читая приведенное предложение, трудно сдержать улыбку: выходит, что звездочки сначала погасли, а затем они же заиграли на рожке.
В. Какое это предложение? 
Простое с однородными сказуемыми погасли и играют, связанные союзом и
В. Что надо сделать, чтобы предложение смотрелось (и звучало) правильно?
Поставить запятую  перед союзом и, таким образом сложное предложение, части которого соединены союзом и.
Звездочки давно погасли в небе, и уже играют на рожке.
В. Назовите смысловые отношения.
Последовательность действий.
5. Рефлексия. Домашнее задание.
Самостоятельно составить конспект-памятку «Сочинительные союзы»
Задание на 2 недели. Подготовиться к словарному диктанту №4.

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): Татьяна
Дата: 2019-11-07

Отличный материал!

Комментарий добавил(а): Ирина
Дата: 2022-11-16

не открылась

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.