Обращение. Знаки препинания при обращении    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Обращение. Знаки препинания. Распространенные и нераспространенные обращения. Слова обращения. Правило, примеры, задания, проверочная работа, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 1-7. (время 0:10)
    А. Самостоятельное определение темы урока учащимися.
    Б. Определение термина «обращение»; детализация термина, примеры, приведенные учениками.
    В. Звательный падеж.
    Г. Обращения, как  оценка объекта обращения.
    Д. Схемы обращений:
     1. …,О,…    2. О, …      3. …, О!   4. …,о,…..         5. …, О?

    2. Задание. Слайд 8. (время 0:02)
    Задание классу на разбор схем и составление предложений по схемам.

    3. Слово учителя. Слайд 9-10. (время 0:02)
    Обращение как олицетворение.
    Частица о в обращении, отличие частицы о от междометия о.

    4. Слово учителя c элементами беседы. Слайд 11-23. (время 0:11)
    А. Разбор случаев обращений с частицами а, да.
    Б. Обращение, выраженное признаком лица (метонимия).
    В. Субстантивированная часть речи в обращении:
    Привет, девятый!
    Г. Вопросы к ученикам: роль, сфера употребления, позиция в предложении, способы выражения обращений.

    5. Слово учителя. Слайд 24. (время 0:03)
    Формы вежливого обращения в иных языках.

    6. Закрепление изученного материала. Слайд 25-28. (время 0:07)  
    Задание на расстановку знаков препинания и составление схем предложений.

    7. Проверочная работа или слайды 29-34. (время 0:07)
    Задания:
    А. определение членов  в заданных текстах.
    Б. расстановка  запятых в заданных предложениях.
    В. составление предложений с обращениями по схемам.
    Г. нахождение в письме А.С. Пушкина обращений с расставкой знаков препинания.
    Д. составление предложений-обращения к адресатам.

    8. Рефлексия.   Домашнее задание. Слайд 35-36. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

Ф.Раневская,
актриса






Статистика посещений
   Сегодня 20  Сейчас 64







Обращение. Знаки препинания при обращении

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 82.
К уроку
презентация
проверочная работа
ответы к проверочной работе
домашнее задание

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Обращение. Знаки препинания при обращении"
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Обращение. Знаки препинания при обращении.
III. Оборудование и приложения. Проверочная работа, домашнее задание, презентация к уроку.

Слово учителя.
Чтобы определить тему урока, нам придётся решить несколько незамысловатых задачек, думаю, вы легко с ними справитесь.
1. Возьмите приставку из слова обсудить. ОБ
2. Возьмите   чередующийся  корень, правописание которого зависит  от  согласного или группы согласных. РАЩ
3. Возьмите суффикс из поражения. ЕНИ
4. Окончание встречается и в мнении, и в рвении, и в здании, если они стоят в винительном падеже. Е
В. Какова тема урока? Сформулируйте цели урока. Обращение
С темой «Обращение» вы знакомы,  поэтому сегодня нам придётся лишь вспомнить то, что мы изучили раннее, закрепить  знания и углубить их.
В. В каком падеже употребляются обращения? В именительном
Совершенно верно, они употребляются в имен. падеже, и, наверное, вам будет интересно узнать, как возникли обращения в языке.
В современном русском существует шесть  хорошо известных вам падежей, а вот в 

древнерусском языке был седьмой, особый падеж, используемый для обращений, назывался он звательный, слово, как вы понимаете говорящее. Достаточно  вспомнить обращение золотой рыбки к старику – старче. В своих молитвах православные обращаются к Богу со словами отче, боже. Эти слова стоят в звательном падеже и сохранили древнерусскую форму.
Сохранился звательный падеж в некоторых языках индоевропейской группы, например, в  украинском,  цыганском, греческом, белорусском, польском, сербском, шотландском, ирландском.
Из группы неиндоевропейских языков он сохранен в арабском, грузинском, корейском и чувашском.
Обращения  иногда не только  указывают на объект обращения, они часто содержат оценку объекта и, выражая различные чувства, служат для  эмоциональной окраски речи и  для речевого этикета.
Задание.
Прочитайте схемы. Объясните, почему в схемах иногда употреблена строчная, а иногда заглавная буква? Придумайте предложения, соответствующие схемам.

Слово учителя.
С утратой звательной функции обращение часто выступает как олицетворение, употребляя

обращение, автор может обращаться  к явлениям неживой природы, полнее выражая к ним своё отношение.
В Закавказье принятыми формами обращения считаются такие слова, как друг (мегобаро – грузинский), брат (ахперджан - армянский),  сестрёнка (куйрикджан – армянский), дорогой, многоуважаемый (генацвале – грузинский), поэтому гости столицы, обращающиеся так к прохожим на улицах Москвы, вызывают наше недоумение, хотя выражают крайнее уважение.
Вот почему надо знать культуру народов, с которым нам приходится сталкиваться, чтобы не принимать людей тех или иных национальностей за плохо воспитанных или излишне фамильярных.

Закрепление изученного материала.
Проверочная работа /прилагается/.
Задание 5. Составьте предложения-обращения к адресатам: дорогая княгиня, уважаемый сударь, милостивый государь.

Рефлексия.   

Домашнее задание /прилагается/.   

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.