|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Прямая и косвенная речь. II. Оборудование и приложения. Презентация.
Проверка домашнего задания.
Задание. Расставьте знаки препинания. а. «Не говорите глупостей, – прошелестел в комнате голос привидения. – Чертей не бывает». б. «Тридцать три доллара", – брякнул с ходу Тед. «Каждому, – добавил Боб и через мгновенье выпалил, – в качестве аванса». в. Вундеркинд сказал назидательно, выплюнув пустышку: «Всякая инфляция есть волюнтаризм и ограбление народа недееспособным правительством!».
Слово учителя. Если чужая (другого человека) речь передаётся без изменений, – это прямая речь. В противном случае, если она передается в измененном виде словами передающего, то это косвенная речь. Замена лица местоимения с первого на третье. Замена второго лица третьим: Марья Ивановна спросила Свету: «Ты выполнила упражнение?» Марья Ивановна спросила Свету, выполнила ли она
|
упражнение. Иногда приходится изменять некоторые слова и их местоположение в предложении: Учитель сказал: «Если бы вы знали, сколько опытов можно провести в школьной лаборатории». Учитель сказал, что в школьной лаборатории можно провести много опытов. 4. Кавычки в косвенной речи не ставятся: Бабушка сказала Оле, что она забыла очки. 6. В косвенных предложениях восклицательный знак не ставиться: Мы спросили у пассажиров встречной машины, куда они едут.
Закрепление. Она сказала устало: «Мне нужно передохнуть». Она сказала устало, что ей нужно передохнуть. «Куда идти?» – я спросил. Я спросил, куда идти. Врач поинтересовался: «Вы мерили температуру?» Врач поинтересовался, мерили ли мы температуру. Задание. Задание повышенной сложности. Утка бахвалилась: «Я умею и плавать, и летать, и бегать!» На что мудрый филин ответил хвастунишке: «Ты не паришь в облаках подобно орлу, ты не рассекаешь течение вод стремительной рыбой, и бегаешь ты намного хуже несмышлёного
|
жеребца. Ты все это делаешь плохо». Утка бахвалилась, что умеет и плавать, и летать, и бегать. На что мудрый филин ответил хвастунишке, что она не парит в облаках подобно орлу, не рассекает течение вод стремительной рыбой и бегает намного хуже несмышлёного жеребца; она все это делает плохо. Задание. Исправьте ошибки в речи. Объясните причины этих ошибок. Он рассказывал, что случай страшный приключился со мной, что в дороге я совсем издержался. В отделе кадров спросили, кем я на заводе работал? Матвей хотел узнать у дворника, что куда по ошибке они заехали? Лена спросила у Сергея, узнал он одноклассника. В детстве мама иногда спрашивала меня: «Кем мне хочется быть?» Я отвечала: «что хочу быть учительницей».
Закрепление. Упражнение 399
Рефлексия. Домашнее задание. Упражнение 400
|