|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Обучение сжатому изложению. II. Оборудование и приложения. Презентация. Слово учителя. «Помните, микротемы и ключевые слова служат опорой в определении главной информации». Этими словами мы завершили прошлый урок, в котором познакомились с различными способами сжатия текста. Теперь выполним следующее задание: фрагмент текста из 59 слов сократим вдвое. Кому-то, возможно, покажется это парадоксальным, но люди нуждаются не только в конкретных целях, которые можно назвать прагматичными, им необходимы и вовсе нереальные мечты. Цель материальна или измеряема и всегда достижима. К примеру, целью может служить приобретение навороченного мотоцикла или удачное замужество. В любом из этих случаев можно загодя спланировать, просчитать и продумать, что нужно предпринять, чтобы достичь своей цели. (59 слов) Образец сжатия: Кому-то покажется парадоксальным, но нам необходимы не только конкретные цели, но и нереальные мечты. Цель материальна или измеряема, всегда можно спланировать действия для ее достижения. (25 слов) Памятка. 1. Выделите существенные, на ваш взгляд, мысли (микротемы). 2. В микротемах определите главную мысль. 3. Текст разделите на части, группируя их по
|
существенным мыслям. 4. Дайте заглавие каждой микротеме, получив в результате план текста. 5. В каждой части выделите фрагменты, которые можно исключить, и подробности, от которых можно отказаться. 6. Продумайте, что можно обобщить, объединить в соседних частях. 7. Перескажите отфильтрованную таким образом информацию своим языком, не забывая о плавной связи между частями. Слово учителя с элементами лекции. Сохранение в памяти строя и мысли текста – одно из главных условий правильного написания изложения вообще и сокращенного в частности. Для лучшего запоминания структуры текста следует определить: основную мысль текста; части, на какие можно разделить текст; связь частей между собой; художественные средства, используемые для раскрытия замысла. Повторюсь: не надо пытаться воспроизвести текст дословно. Ведите повествование собственными словами, не допуская традиционных для ваших сверстников ошибок: тавтологии, неверного употребления личных местоимений, неправильной передачи прямой речи. Часто в изложениях учеников повествование ведется от первого лица, это также считается ошибкой. Важен и объем сжатого изложения: в рамках ОГЭ указан минимум – 90 слов. Завершение написания текста не означает завершения работы над изложением: следует три
|
раза, как самое малое, проверить ваш текст. Первой проверкой вы должны определить, насколько полно и правильно вами содержание; уяснить все учтено в новом тексте, не оставлены ли несущественные детали, а важные мелочи, наоборот, удалены; связно ли оформлены переходы между частями; проверить цельность текста как изложения. Вторая проверка – языковая, отслеживает правильный строй предложений, абзацное деление, смысловую цельность и последовательность изложения. Третьей проверкой отлавливаются ошибки пунктуации и орфографии. Такая тройная проверка эффективна, проверена временем и применительна к любому тексту: сочинению, изложению, рецензии, отзыву – любой авторской работе. Такая проверка помогает ученикам создавать наилучшие творческие работы. Практическая работа / прилагается/. Выполните компрессию текста, выданного вам на листах. Работу закончите дома Домашнее задание. 1. Подготовиться к словарному диктанту №2. 2. Выучить теоретический материал. 3. Закончить работу по компрессии текста.
|