|
Фрагменты урока
Тема урока. ССП с общим второстепенным членом. Содержание. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Примеры, задания, проверочная работа, презентация «ССП. Общий второстепенный член» Проверка домашнего задания. На предыдущих уроках мы знакомились со сложносочиненными предложениями и правилами постановки знаков препинания в них. В параграфе осталось примечание, с которым мы ещё не знакомились. А пока давайте вспомним всё, о чём мы говорили на уроках. В. Дайте определение сложного предложения. В. Назовите средства связи частей сложного предложения. В. Какими бывают сложные предложения по наличию/отсутствию союза? В. На какие типы подразделяются сложные предложения по характеру союзов? В. Дайте определение сложносочинённого предложения. В. Какие знаки ставятся между частями в ССП? Запятая; если части ССП резко противопоставляются друг-другу или несут значение быстрой смены событий, тj перед и ставится тире. Слово учителя. Вы знакомились с материалом параграфа до примечания, предположите, что же в нём? В ССП запятая не ставится, если: - имеется второстепенный член (обстоятельство или дополнение) общий для обеих частей: Вечером дождь пройдет и
|
мы пойдем гулять. - безличные предложения объединены синонимичными членами: Надо быть почтительнее к старшим и необходимо всегда заботиться о младших. - простые предложения имеют общий союз и придаточное предложение: Небо уже начало бледнеть и горизонт алел, когда он дошел до речки. - имеется вводное слово общее для частей ССП: К счастью, погода изменилась и мы продолжили свою работу. - части ССП имеют объединяющую их дополнительную часть, которая соединена с частями ССП по смыслу бессоюзной связью: Вид открылся чудесный: весь пруд был в кувшинках и по нему плавали горделивые лебеди. - части ССП объединены в побудительные, восклицательные, вопросительные или назывные предложения: Вы кто такие и что вам нужно? Закрепление. Задание. При необходимости расставьте знаки препинания. 1) Вадим встал в угрожающую позицию, брат в точности скопировал его позу. 2) То завоет волк далеко за околицей, то ухнет филин у столетнего дуба. 3) Стояла тихая безоблачная ночь, и над горами светил яркий серп луны. 4) К утру красные освободили город, а вечером появились горожане с узлами и скарбом. Задание. При необходимости расставьте знаки препинания. Поясните свои действия. 1) На арене кувыркаются атлеты и тягают гири
|
силачи. На арене ̶ общий второстепенный член. 2) Ночью дворник запирает ворота и дворецкий зажигает свечу. Ночью ̶ общий второстепенный член. 3) В шторм бешено бьются волны о скалы и гнутся сигнальные мачты причала. В шторм ̶ общий второстепенный член. 4) На огороженной строительной площадке суетились рабочие да кран забивал в землю бетонные сваи. На огороженной строительной площадке ̶ общий второстепенный член. Задание. Составьте схемы предложений. Стучат колеса на стыках и уносят нас на юг. Пришла засуха, и полноводная когда-то река превратилась в узкий ручеек. Смеркалось, и в саду стало прохладно. Задание. Соотнесите цифрам правой части таблицы, цифры левой части./задание прилагается/ Проверочная работа /прилагается/. Выполните задания, выданные вам на листах. Рефлексия. Домашнее задание. Ознакомиться с примечанием параграфа 8, сравнить с конспектом, написанном в классе. Упр. № 64, 66. По рабочей тетради Г.А. Богдановой упр. № 23, 26, 27.
|