План. Конспект. Тема. Разряды слов категории состояния. ЕГЭ: Аргументация собственного мнения. Правило, примеры, задания, проверочная работа, презентация.
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:04)
Выполнение учениками проверочной работы «формообразование и ударение»
2. Понятие о словах категории состояния (СКС). Слайд 3-16. (время 0:04)
А. Понятие о СКС.
Б. Определение СКС по
- лексическому значению на примере: Ей и грустно и одиноко…
- морфемному признаку на примере: В саду было солнечно, но прохладно.
- синтаксической функции на примере: Стыдно, девушки, стыдно.
Б. Выполнение СКС функции сказуемого, пример: Грех куражиться над бедностью.
В. Отличие СКС от других частей речи: Мне спокойно – море спокойно (по синтаксической функции), нельзя (по форме словоизменения)
3. Употребление СКС. Слайд 17-20. (время 0:04)
А. Употребление с СКС в качестве дополнения других частей речи: Свободно и легко на душе от добрых слов
Б. Примыкание к СКС инфинитива: Муторно находиться дома без дела.
В. СКС с глаголами в роли связки: Было влажно. К вечеру внезапно стало душно. Сделалось жарко.
4. Разряды СКС по происхождению. Слайд 21-24. (время 0:06)
А. на -о: свежо, жарко, тоскливо, душно, удобно
Б. имеющие степени сравнения
- простую: У Потаповых (по)веселее было.
- превосходную: Всего обиднее было невиновным.
В. образованные от существительных: Лень идти на работу.
Г. Неизменяемые слова: Всем нельзя курить.
5. Разряды СКС по значению. Слайд 25-31. (время 0:06)
А. Качественные состояния:
- окружающей среды: Было ветрено и влажно
- интеллектуального: Понятно было, что задача не имеет решения.
- душевно-эмоционального: Зябко ему стало. Стыдно было от упреков.
Б. Модальные выражающие:
- оценку: Было бы правильно премировать их за труд. Красиво в горах
- пространство, время: Идти им далеко. Уже поздно.
- возможность, необходимость: Невозможно поверить собственным глазам.
6. Закрепление. Слайд 32. (время 0:06)
Работа с учебником. Выполнение учениками заданий учебника.
7. Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение. Слайд 33-36. (время 0:12)
Аргументация собственного мнения.
а. тезис; б. аргументация; в. вывод.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.