План. Конспект. Тема. Конструкции сложных предложений, сочинительная (ССП) и подчинительная (СПП) связь. Словарный диктант, примеры, задания, презентация «понятие о сложном предложении».
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Словарный диктант. Слайд 2. (время 0:04)
Запись словарных слов под диктовку.
2. Словарная работа. Беседа. Слайд 3-7. (время 0:05)
А. Задание на подбор прилагательных синонимов к слову и расположение их в порядке градации.
Б. Анализ предложений с целью подтверждения многообразия способов изложения мысли.
В. Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.
3. Понятие о сложном предложении. Слайд 8-33. (время 0:12)
Просмотр учащимися видеоурока «понятие о сложном предложении»
4. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 34-36. (время 0:09)
А. Беседа с учащимися о просмотренном видеоуроке.
Б. Конструкции частей сложных предложений (СП):
- односоставные - двусоставные
- полные - неполные
- осложнённые - неосложнённые.
В. Интонационная и смысловая завершенность СП
5. Типы и виды сложных предложений. Слайд 37-45. (время 0:12)
А. Средства связи СП.
Б. Сложносочиненные (ССП) предложения на примере: Наш друг появился с опозданием, и одет он был нелепый костюм попугайской расцветки.
В. Сложноподчиненные (СПП) предложения на примере: Когда ему задавали вопрос, не относящийся к живописи, он незамедлительно впадал в ступор.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.