План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-4. (время 0:06)
А. Выполнение учащимися словарного диктанта.
Б. Нахождение учащимися назывных предложений в текстах. Пример:
Вот мой дом. Над трубою дым столбом.
Тускло светится окошко. Чья-то тень в окошке том.
2. Слово учителя. Слайд 5. (время 0:03)
Беседа о теме урока.
3. Функции назывных предложений. Слайд 6-8.
Беседа с классом о применении назывных предложений в устой и письменной: ремарках, описаниях, вывесках, названиях. Изображение стационарных картин места, обстановки, времени действия назывными предложениями.
4. Виды назывных предложений. Слайд 9-19. (время 0:06)
А. - повествовательные: Мороз и солнце.
- восклицательные: Какая красота!
- указательные: Вот школьный двор.
- информативные: В Москве полдень.
- тревожные: Тревога! Пожар!
- оценочные: Ну и игра!
- повелительные: Смирно!
- сослагательные: Если бы погода
Б. Условность разделения назывных предложений на виды.
В. Частицы в составе назывных предложений.
5. Отличие назывных предложений от двусоставных. Слайд 20-27. (время 0:07)
Примеры:
разбитая ваза (наз.) – ваза разбитая (двусост.)
какая погода! (наз.) – какая погода? (двусост.)
вот альбом (наз.) – это альбом (двусост.)
6. Закрепление. Слайд 28-29. (время 0:05)
А. Задание. Найти в стихотворении Б. Пастернака «Золотая осень» и в стихотворении в прозе И. Тургенева «Деревня» назывные предложения.
Б. На основании анализа стихотворений самостоятельно ответьте на вопрос: зачем нужны эти предложения?
7. Самостоятельная работа. Слайд 33. (время 0:15)
А. Чтение учителем текста по И. Шевцову «Зима»
Б. Самостоятельная работа. Изложение-миниатюра по прослушанному тексту с использованием односоставных предложений.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.