Правописание глаголов    

    План-конспект урока 
    

    Правописание суффиксов глаголов.

    План. Конспект. Тема. Написание личных окончаний глаголов, суффиксы глаголов. Примеры, задания, таблица «спряжение глаголов», проверочная работа, презентация «Правописание глаголов»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-4. (время 0:05)
    А. Выполнение учащимися проверочной работы «формообразование и ударение»
    Б. Опрос по пройденной теме.

    2. Запись опорного конспекта. Слайд 5-9. (время 0:04)
    А. Личные окончания глаголов на примере ударных окончаний: стучать – стучит – стучите – стучим
    Б. Безударные личные окончания глаголов.
    В. Спряжение глаголов.

    3. Словарная работа. Слайд 10-11. (время 0:03)
    Лексическое значение глаголов-исключений зыбить (I спр.), зиждиться (разноспр.):
    Сия новость зыблет уверенность в завтрашнем дне (т.е. колеблет)
    Вера в приметы зиждиться на неверии в собственный разум (т.е. покоится, основывается)

    4. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 12. (время 0:02)
    Разноспрягаемые глаголы.

    5. Словарная работа. Слайд 13. (время 0:02)
    Лексическое значение разноспрягаемого глагола брезжить на примере:
    Не брезжит свет в окне туманном,
    Не зыблет тусклая свеча… (слабо виднеться)

    6. Запись опорного конспекта. Слайд 14-23. (время 0:15)
    А. Понятие о глаголах особого спряжения.
    Б. Безударные личные окончания, выбор написания
    В. Выбор написания -ться/-тся
    Г. Определение выбора суффикса при написании -ова/-ева, -ива/-ыва
    - ошибки учащихся в написании суффиксов ива/ыва, ова/ева:
    заведывать вместо заведовать,
    разведовать вместо разведывать
    - порядок действий для  выбора суффикса на примере:
    завидовать – завидую, перечитывать – перечитываю

    7. Проверочная работа. Слайд 24. (время 0:10)
    Задание учащимся на определение спряжения глаголов.

    8. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 25. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 1101  Сейчас 77







Правописание глаголов

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 57.
К уроку
презентация,
проверочная работа "закрепление",
проверочная работа "формообразование и ударение",
словарные диктанты для 10-11 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Правописание глаголов"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-09-27

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Правописание глаголов"



Класс    Фамилия

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №9 «Формообразование и ударение»

Задание. Запишите в родительном падеже множественного числа.
УВЕЧЬ,  ВЕРХОВЬЕ, КОРЕНЬЯ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, НИЗОВЬЕ, ОЛАДЬЯ, ЛОХМОТЬЯ, СИДЕНЬЕ, УЩЕЛЬЕ,  СОЛЕНЬЕ,

Задание. Расставьте ударения.
дояр, добрала, добралась, дождалась, довезенный, доверху, догола, догмат, договоренность, договор

Закрепление материала.

Задание. Вставьте пропущенные буквы, укажите спряжения глаголов, глаголы совершенного вида выделите.
Пример: тает(I спр.)
они бор…т…ся с бюрократизмом, ре…т знамя, слыш…т…ся гром, детвора кле…т фантики, они расскаж…т,  камышы колыш…т…ся, ветер ве…т дальних странствий, вода освежа…т, дети кол…м дрова, отдыхающие дремл…т в тенечке, раста…т лед, выруб…м электричество, вытащ…м нужный билет, корм…м творогом и сметаной,  пчелы жал…т…ся пребольно, школьники отыщ…т котенка, ед..м лесом и полями, ты дыш…шь морским воздухом

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема.  Правописание глаголов.
Содержание. Написание личных окончаний глаголов, суффиксы глаголов. Примеры, задания, таблица «спряжение глаголов», проверочная работа, презентация «Правописание глаголов»
Проверка домашнего задания.
А. Проверочная работа «формообразование и ударение» /прилагается/
Выполните задания, выданные вам на листах.
Б. Опрос
В. Кто перечислит лич. окончания глаг. I спр. ед. числа?
ешь, у (ю), ет
В. То же множественного числа?
ем, ут (ют), ете 
В. Назовите лич. окончания глаг. II спр. ед. числа
ишь, у (ю), ит
В. А  множественного числа?
ат (ят), ите, им
Запись опорного конспекта.
Написание окончаний глаголов.
В ударных пишется гласная, которая слышится:
Стучать – стучит– стучите –– стучим
При безударных окончаниях следует определяться по спряжению.
Глаголы 2 спр. оканчиваются -ить, за исключением следующих: стелить, брить,  зыбить (I), зиждиться (разноспр.): мочить, любить.
Глаголы – исключения (не I спр.).
- на –еть, –ать: видеть, вертеть, держать, обидеть,

дышать,  ненавидеть, гнать, смотреть, зависеть, терпеть
Остальные – 1 спр.: веять, маяться, гулять, лелеять, блеять, скитаться реять, купаться, лаять, забыться, сеять, каяться, смеяться, чаять…
Словарная работа.
Мы упоминали глаголы-исключения: зыбить (I спр.), зиждиться (разноспр.)
В. Каково лексическое значение глагола зыбить?
Зыбить (устар.) – колебать, колыхать, раскачивать
Сия новость зыблет уверенность в грядущем дне (т.е. колеблет уверенность в грядущем дне)
В. А что означает глагол зиждиться?
Зиждиться (книжн., устар.) – опираться, поддерживаться чем-нибудь, покоиться на чем-то. Вера в приметы зиждиться на неверии в собственный разум.
Слово учителя с элементами беседы.
В. Почему глагол зиждиться разноспрягаемый?
Имеет окончания и I и II спр., например:
зиждется  (I), зиждитесь (II)
Подобным глаголам относятся разноспрягаемые: брезжить, бежать, хотеть, чтить 
Словарная работа.
В. Каково лексическое значение глагола брезжить?
Брезжить — слабо виднеться, едва намечаться, зарождаться
Не брезжит свет в окне туманном,

Не зыблет тусклая свеча…
Запись опорного конспекта.
Довольно часты ошибки написании учащимися ива/ыва, ова/ева, например:
заведывать вместо заведовать,
разведовать вместо разведывать
Чтобы сделать правильный выбор суффикса, необходимо:
1. глагол необходимо выразить в ед. числе, 1 лица наст. времени
2. если при этом суффикс исчезнет, то - -ова/-ева, в противном случае – -ива/-ыва: 
завидовать – завидую, перечитывать – перечитываю
Внимание! Не применять правило к случаям, когда формы соверш.или несоверш. вида отличаются наличием или отсутствием суффикса -ова/-ева: ослабевать – ослабеть
Проверочная работа /прилагается/.
Выполните задания, выданные вам на листах.
Рефлексия. Домашнее задание.
Дайте определение переходности глаголов.
Упражнение 276.
Задание на неделю. Подготовиться к словарному диктанту №10

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.