|
Фрагменты урока
Тема урока. Судьба и лирика А. Фета. Цель урока. Ознакомить учащихся с некоторыми фактами биографии А. Фета; постараться разгадать загадку: Шеншин – человек и поэт Фет, между ними грань, которую Муза Фета не переступала. Показать особенности изображения природы, человека в лирике Фета. Оборудование урока. Записи песен на стихи Фета. Ход урока. Слово учителя. А.А. Фет – один из любимых русских поэтов. Его стихотворения знакомы нам с детства, его творчество по-новому открывается нам по мере взросления. Возможно, дело в настроении душевного подъёма, которым проникнуты его стихотворения. Читая их невольно заражаешься настроением автора, ведь тема поэзии Фета – любовь и природа очень близки каждому человеку. Взгляды поэта на искусство весьма необычны, по его мнению, «мутный поток жизни», а именно, политику нельзя включать в поэзию. Поэзия – убежище от суеты, человеческих страстей, поэтому нельзя допустить в неё прозу жизни. Фет по своим взглядам примыкал к течению поэтов «чистого искусства», постоянно подчёркивая, что поэзия не должна быть политизированной или связана с общественной борьбой. Любовь, природа, красота – вот триединое основание фетовской лирики. Загадкой поэтического развития 60-х годов оказывается его внутренний драматизм. Поэзия
|
этого периода далеко не однородна, она раскалывается на два антагонистических лагеря: поэты «некрасовской школы» ведут полемику с представителями школы «чистого искусства». В поэтических своих декларациях школа «чистого искусства» отвергала гражданскую поэзию, но известно, что, например, Фет и Майков писали гражданские стихи. Однако это незначительная часть их творческого наследия не выдержала испытания временем. Неиссякаемую эстетическую ценность сохранили их стихи о любви, природе, о тонких, трудноуловимых состояниях человеческой души. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Анализ стихотворения. Словосочетание её промчится гений означает неизбежно животворное обновление природы, человека, наступающее с приходом весны. Слово гений здесь имеет значение «олицетворение, высшее проявление чего-либо». В. Какой главный художественный приём использует поэт в стихотворении? Олицетворение. Поэт не только олицетворяет природу, деревья, но и призывает учиться у них. В. Какую роль играет этот приём? Природа у Фета – образец для подражания, образец мужества, стойкости, терпения, надежды. Анализ стихотворений о природе. Единство изображения пейзажа соответствует единству эмоции, переживания. Восклицательные предложения, характерные для предложений, подобных стиху «…как ты мне родна», в
|
«Чудной картине…» у Фета сглажена, притушена продолжением картины. Интонация предложения приобретает задушевность, искренность, грустный оттенок. Эпитет одинокий вызывает щемящее, тоскливое чувство. В этом стихотворении, вольно или невольно, обыгрывается значение слова картина. Основное значение здесь – картина природы. Картина, изображённая автором, статична: глаголы отсутствуют, поэтому она воспринимается чётко запечатлённое воспоминание. Движение всё же проявляется, но своеобразно: это движение взгляда поэта и читателя. Сначала вперёд и вдаль (белая равнина), потом вниз (блестящий снег), и наконец, вдаль, где в белой снежной равнине теряются сани. Их движение выражено не глаголом, а существительным – бег. Ведь даже быстрое перемещение предметов издалека кажется едва заметным. Таким образом, словно одним взором охвачена вся чудная картина. Ощущение простора, объём и широту картине придают эпитеты высоких, далёких. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «А.А. Фет. Мое представление о поэте». Понравившееся стихотворение наизусть. Нарисовать коллаж к стихотворениям Фета.
|