|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Островский А.Н. – отец русского национального театра. II. Цель урока. Показать роль Островского в русской драматургии; познакомить учеников с творчеством писателя. III. Оборудование урока. Портрет А.Н. Островского. IV. Ход урока. Слово учителя. Роль Островского в развитии русского сценического искусства невозможно переоценить. В русской драматургии Островский такая же значимая фигура, как Шиллер в германской, Лопе де Вега в испанской, Мольер во французской, Шекспир в британской драматургии. Несмотря на чинимые цензурой притеснения и вопреки критике реакционных кругов, Островского как драматург приобретал всё больше и больше симпатий и в кругу артистов, и среди зрителей. Из 50 пьес Островского 46 были поставлены еще при жизни драматурга. Как вспоминал Островский, не было и дня в году, чтобы в нескольких театрах не шла его пьеса. Почти все пьесы драматурга корнями уходили в Замоскворечье, где на окна ставили бутылки с наливкой, запасались рыбой, солониной, капустой; доброжелательно чаевничали с изюмом; лечились от болезней полуштофом да банькой; где из дома в дом ходили свахи… Поближе познакомимся с бытом, в котором жил А.Островский, прослушав доклад о жизни и
|
творчестве драматурга. Доклад о творчестве А.Н. Островского. /прилагается/ Беседа с классом по прослушанному материалу. В. Почему А. Островский поступил на юридическое отделение Московского университета, хотя это ему было совсем не по душе? Так захотел отец, и сын, скрепя сердце, написал заявление. В. Как он учился в университете? Сначала старательно, к концу второго года начал пропускать лекции, не явился на весеннюю сессию и остался на второй год. Всё время и все деньги тратил на театр. Университет он не закончил, подобно Лермонтову, Некрасову и Успенскому. Но не обижайте троечника, очень может быть, гений в нём просто дремлет. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с биографиями изрядного числа прославленных на всё человечество людей, например, «неистовый» В. Белинский 3 года не мог завершить первый курс университета и был отчислен «из оного по ограниченности способностей». Л. Толстой провалился на вступительных экзаменах в Казанский университет, на следующий год не получил допуск к переводным экзаменам на философское отделение по причине «совершенной безуспешности в истории», на юридическом факультете продержался два года и распрощался с университетским образованием навсегда. В. Маяковского как нерадивого и бесталанного ученика отчислили из Строгановского
|
художественного училища. В. Чем совестный суд отличался от более важного заведения – Московского коммерческого суда? В совестный суд дети обращались с исками против родителей, родители против детей, разрешая споры «по совести» Остальные вопросы решались в других судах. В. Пригодилась ли работа в суде драматургу? Махинации с законом, выявленные в суде, чрезмерно пригодилось будущему драматургу. Слово учителя. Островский – создатель национального театра». «Драматическая русская литература до Островского представляла собою странное зрелище, – писал В. Белинский в 1845 году. – Есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Женитьба» и «Ревизор» Гоголя – и, кроме них ничего…» В. Какое произведение Островского признано лучшим? «Бесприданница» В. Островский использует говорящие фамилии для характеристики героев: Подхалюзин, Пузатов, Дикой, Мыкин, Лютов, Кручинина. Что можно сказать о героях, благодаря фамилиям. Домашнее задание. Нарисовать картины города Калинова (устное рисование). Выяснить значение фамилий и имен персонажей «Грозы».
|