|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Знаки препинания в БСП. Двоеточие. II. Оборудование и приложения. Презентация «двоеточие в БСП»
Проверка домашнего задания. В. Что такое асиндетон? Бессоюзие Чтение сочинений по высказыванию А. Пешковского. Обсуждение. Слово учителя. В. Знаете ли вы что означает знак препинания двоеточие? Двоеточие – это раскрытое окно… К примеру, Мы подошли к окну и … Что мы увидели? Гляньте еще раз в зимнее окно! Заснеженные берёзы, соседний дом, ворон, уютно сидящих на голых ветках деревьев... Прислушайтесь к распахнутому окну в летний пригожий день. Что вы услышите? Смех ребятишек, чириканье забияк-воробьев, шёпот листьев… Я люблю двоеточие, хочу, чтобы любили его и вы. Связь без союзов с применением двоеточия предает сложному предложению непосредственность, легкость, лаконичность, естественность в изложении мыслей. Мы сегодня познакомимся с этим замечательным знаком, служащим средством связи в БСП. Давайте продолжим заполнять таблицу. Знак препинания: двоеточие Смысловые отношения Вторая часть раскрывает, указывает,
|
поясняет причину, можно вставить потому что. Пример: Граховский был фанатом игры: даже летом гонял шайбу. [ ]: [ ]. Смысловые отношения Вторая часть поясняет первую часть или значение какого-либо его члена. Можно поместить союз а именно Пример: Профессор ввел правило: во время эксперимента все покидают лабораторию. [ ]: [ ]. Смысловые отношения Поясняет сказуемое. Можно вставить что или глаголы услышал, почувствовал, увидел с что. Пример: Я оглянулся: новости выкрикивал давешний разносчик газет. [ ]; [ ]. Смысловые отношения Представляет прямой вопрос Пример: Я не понимаю, Зинаида Степановна: куда Вы так спешите? [ ]; [ ]? Закрепление изученного. Задание. Запишите предложения под диктовку (или слайды), определите смысловые группы предложений. 1. Поясните, пожалуйста: что означал сей жест в Древнем Риме? Прямой вопрос 2. Я знаю: Вы любите цветы. Пояснение. 3. Контора пишет, дела идут. Перечисление 4. Было решено: в поход уходим завтра. Пояснение. 5. Она молилась истово; замолкая, она всхлипывала, утирала слезы и вновь продолжала отбивать поклоны. Перечисление, одно из предложений
|
распространено 6. Она интересуется новостями, она читает газеты. Перечисление 7. Все сомнения долой: завтра битва, завтра бой. Причина, перечисление 8. Плясать смолоду учись: под старость не получится. Причина (При условии применения презентации) В. А вы знаете, что означает этот жест? Этот жест, как и жест на предыдущем слайде, означал «обнаженный меч», т.е. смерть. Сжатый кулак – меч в ножнах – символизировал жизнь. Кстати говоря, миловать или отдавать гладиатора на заклание имел право только император. В художественных фильмах или даже в живописи (художник Жан-Леон Жером) можно увидеть другую трактовку этих жестов, но надо учесть, что в искусстве от коммерции главная составляющая – зрелищность, достоверность которой сомнительна. Работа с учебником. Упр. 238. Рефлексия. Домашнее задание. Выпишите из главы «Тамань» 5-7 предложений и объясните постановку двоеточия.
|