Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП): тире.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Бессоюзное сложное предложение. Тире в БСП. Примеры, задания, таблица и презентация «знаки препинания в БСП»

    План-конспект урока. (Хронометраж рабочего времени*)

    1. Беседа. Слайд 2. (время 0:01)
    БСП с двоеточием в произведениях Лермонтова.

    2. Слово учителя. Слайд 3. (время 0:01)
    Изобилие двоеточий в главе «Тамань» для отображения чувств и смены настроений. Подтверждение цитатами из главы.

    3. Беседа. Слайд 4. (время 0:02)
    А.  Вопросы к ученикам по постановке интонаций при чтении указанных предложений из главы.
    Б. Вывод. Целесообразность использования конструкций с причинно-следственным значением.

    4. Закрепление. Слайд 5. (время 0:02)
    Задание на составление бессоюзных сложных предложений.
    Пример. Продолжить предложение: Команда своей игрой напоминала славную хоккейную дружину СССР …

    5. Запись опорного конспекта. Слайд 6-11. (время 0:11)
    А. Использование БСП с применением тире в разговорной речи, в художественной литературе, в пословицах и поговорках.
    Б. Завершение заполнения таблицы «Знаки препинания в БСП». Примеры предложений: Казаку забава – турку отрава.

    6. Беседа. Слайд 12. (время 0:01)
    Краткая беседа об умышленных грамматических «ошибках», допущенных В. Высоцким в одном из своих стихотворений.

    7. Слово учителя.  Слайд 13.  (время 0:01)
    Случаи различного определения значения первой части БСПИ на примере одной из пословиц или поговорки, в которой значение первой части можно определить как условное (если?) и как временнОе  (когда?).

    8. Закрепление.  Слайд 14-31. (время 0:16)
    А. Задание на объяснение постановки тире в БСП на примерах: Пашню пахать – не руками махать.
    Б. Задание на расстановку знаков препинания в БСП на примерах высказывания известных людей: Не стыдно быть некрасивым (–) стыдно быть некрасивым дураком. (Раневская)
    В. Тестовое задание на нахождение бессоюзных предложений с тире и без тире.
    Г. Задание на конструирование БСП из СПП с придаточными причины и следствия и анализ  двоеточия и тире, отражающих смысловые отношения бессоюзных предложений.
    Д. Задание на определение типа предложений.

    9. Работа с учебником. Слайд 32. (время 0:07)

    10. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 33. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


-Нам никто не мешает перевыполнять наши законы.

В.Черномырдин,
премьер-министр РФ






Статистика посещений
   Сегодня 564  Сейчас 51







Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП): тире.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 70.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП): тире."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-03-30

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Тире в БСП.
II. Оборудование и приложения. Презентация «знаки препинания в БСП.
Беседа.
В. С какой целью М.Ю. Лермонтов употребил так много БСП с двоеточием?
Лермонтов главе «Тамань» употребил так много бессоюзных предложений, чтобы показать тревожное состояние героя.
Слово учителя.
Печорин вторгся в жизнь контрабандистов, попав  в непривычную для себя  обстановку. Герою всё кажется загадочным, он удивляется  всему происходящему, он любопытен. Печорин наблюдателен, настойчив, бесстрашен. Лучшим знаком для отображения всех этих чувств и настроений является двоеточие, поэтому этим знаком изобилует глава  «Тамань».
Беседа.
В. С какой интонацией читаются выписанные вами предложения?
С предупредительной
Закрепление.
Задание. Закончите, получив БСП.
1. У любителей футбола вечером праздник. 2. Появятся  огорчённые футболисты. 3. А ведь был такой удачный старт. 4. Состав команды теперь другой. 5. Лучшими были нападающие. 6. Гол забили из-за ошибки вратаря. 7. Вратарь

оглянулся. 8. Команда напоминала хоккейную дружину СССР. 9. Острая игра сложилась в конце матча.
Беседа.
В. Какие умышленные ошибки допустил В. Высоцкий в этом предложении?
1. Просклонял несклоняемое существительное чудо-юдо.
2. Образовал 1 лицо от глагола победить.  
Закрепление. 
Объясните постановку тире.
1. Спадет вечером жара – выйдем с Машенькой гулять. Условие, время
2. Имеется терпение – будет умение. Условие, время
3. Солнце пригреет – появятся первые  «дикари» у моря. Условие, время, причина
4. Небо заволокло тучами – будет дождь. Время, причина
5. Пашню пахать – не руками махать. Сравнение Условие, причина
6. Придет весна – поедем на дачу. Условие, время
Задание. Расставьте знаки препинания.
1. Пуля – дура (,–) штык – молодец. (Суворов) Перечисление, противопоставление
2. Хотелось как лучше (–) получилось как всегда. (Черномырдин) Противопоставление
3. Не стыдно быть некрасивым (–) стыдно быть некрасивым дураком. (Раневская) Противопоставление
Задание. Укажите, где не должно стоять тире.
1) Все это: полуголодное

существование, жизненные неурядицы ( ) навалилось на меня.
2) Зеркало отражает тело,  глаза ( ) душу.
3) Друг у штурвала власти, ( ) друг потерянный.
4) Парки и сады ( ) есть непременная принадлежность лицеев и академий античных времен.
Задание. Где тире не ставится?
1) Летом ночи коротки. . 2) Долго ли ехать до ближайшей станции поинтересовались мы у проводника.. 3) Ученье дорога к знанию. 4) Хочешь кушать калачи не валяйся на печи.
Задание. Определите тип предложений. БСП запишите в тетрадь.
1) Вопросы сыпались один за другим – Ирина тщетно пыталась ответить. БСП
2) Тучи вспыхивали огненными сполохами, небо разгоралось. БСП
4) Виски заломило, в глазах замелькали радужные искры. БСП
5) Я вдруг чувствую: сзади кто-то хватает за плечо и разворачивает. БСП
6) Когда Алешка поднялся, было темно. СПП
Работа с учебником.
Упр. 235.
Рефлексия. Домашнее задание.
Упр. 234, 236

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.