|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Тире в БСП. II. Оборудование и приложения. Презентация «знаки препинания в БСП. Беседа. В. С какой целью М.Ю. Лермонтов употребил так много БСП с двоеточием? Лермонтов главе «Тамань» употребил так много бессоюзных предложений, чтобы показать тревожное состояние героя. Слово учителя. Печорин вторгся в жизнь контрабандистов, попав в непривычную для себя обстановку. Герою всё кажется загадочным, он удивляется всему происходящему, он любопытен. Печорин наблюдателен, настойчив, бесстрашен. Лучшим знаком для отображения всех этих чувств и настроений является двоеточие, поэтому этим знаком изобилует глава «Тамань». Беседа. В. С какой интонацией читаются выписанные вами предложения? С предупредительной Закрепление. Задание. Закончите, получив БСП. 1. У любителей футбола вечером праздник. 2. Появятся огорчённые футболисты. 3. А ведь был такой удачный старт. 4. Состав команды теперь другой. 5. Лучшими были нападающие. 6. Гол забили из-за ошибки вратаря. 7. Вратарь
|
оглянулся. 8. Команда напоминала хоккейную дружину СССР. 9. Острая игра сложилась в конце матча. Беседа. В. Какие умышленные ошибки допустил В. Высоцкий в этом предложении? 1. Просклонял несклоняемое существительное чудо-юдо. 2. Образовал 1 лицо от глагола победить. Закрепление. Объясните постановку тире. 1. Спадет вечером жара – выйдем с Машенькой гулять. Условие, время 2. Имеется терпение – будет умение. Условие, время 3. Солнце пригреет – появятся первые «дикари» у моря. Условие, время, причина 4. Небо заволокло тучами – будет дождь. Время, причина 5. Пашню пахать – не руками махать. Сравнение Условие, причина 6. Придет весна – поедем на дачу. Условие, время Задание. Расставьте знаки препинания. 1. Пуля – дура (,–) штык – молодец. (Суворов) Перечисление, противопоставление 2. Хотелось как лучше (–) получилось как всегда. (Черномырдин) Противопоставление 3. Не стыдно быть некрасивым (–) стыдно быть некрасивым дураком. (Раневская) Противопоставление Задание. Укажите, где не должно стоять тире. 1) Все это: полуголодное
|
существование, жизненные неурядицы ( ) навалилось на меня. 2) Зеркало отражает тело, глаза ( ) душу. 3) Друг у штурвала власти, ( ) друг потерянный. 4) Парки и сады ( ) есть непременная принадлежность лицеев и академий античных времен. Задание. Где тире не ставится? 1) Летом ночи коротки. . 2) Долго ли ехать до ближайшей станции поинтересовались мы у проводника.. 3) Ученье дорога к знанию. 4) Хочешь кушать калачи не валяйся на печи. Задание. Определите тип предложений. БСП запишите в тетрадь. 1) Вопросы сыпались один за другим – Ирина тщетно пыталась ответить. БСП 2) Тучи вспыхивали огненными сполохами, небо разгоралось. БСП 4) Виски заломило, в глазах замелькали радужные искры. БСП 5) Я вдруг чувствую: сзади кто-то хватает за плечо и разворачивает. БСП 6) Когда Алешка поднялся, было темно. СПП Работа с учебником. Упр. 235. Рефлексия. Домашнее задание. Упр. 234, 236
|