|
Фрагменты урока
Тема урока. Сложноподчиненное предложение, положение, строение, структура. Содержание. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении: запятая, тире; место придаточного в предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «сложноподчиненное предложение, положение, знаки препинания» Проверка домашнего задания. В. Определите значение придаточной части в СПП? Придаточное предложение несет дополнительную информацию о явлениях, действиях, событиях, упоминающийхся в главном. Задание. Различите, где что – союз, где – союзное слово. Наш дед, наконец, сообщил, что приедет в гости завтра (союз). Наш дед всегда знает, что ему делать (союзное слово). Вашим домашним заданием было самостоятельно разобраться в вопросе: подчинительные союзы когда, что, когда; их отличие от омонимичных им союзных слов? Отличие их в том, что союзы что, когда, как – не члены предложения и служат только в качестве связующего звена придаточной части с главной, возможно их изъятие из предложения. Омонимичные им союзные слова – члены предложения, входят в состав придаточного, отвечая на вопросы; из предложения изъять нельзя.
|
Более подробно мы рассмотрим союзы и союзные слова на следующем уроке. Место придаточного в предложении. Знаки препинания в СПП. Как правило, придаточные предложения могут занимать любое положение в предложении: перед, после или внутри главного. Но бывают предложения с фиксированным положением придаточной части. Как это происходит, мы узнаем из видеоурока, а наиболее важные сведения законспектируем после просмотра. Закрепление. Задание. Определите место придаточного предложения. Неожиданно он сообщил, что никуда мы не поедем. (После главного). Когда сыграли побудку, солнце только-только заалело на востоке. (Перед главным). Верный пес, пока Наталья собиралась, покорно скучал у выхода. (В середине главного). Лингвистическая разминка «Ь или Ъ». Задание. Выпишите слова: 1 вариант с Ь, 2 вариант с Ъ 1. рьяный, 2. воробьёнок, 3. объявленный, 4. объём, 5. вьюга, 6. съёжиться, 7. серьёзный, 8. вьюжный, 9. пьеса, 10. разъединить, 11. въедливый, 12. соловьиный, 13. подъякорный, 14. дьячок, 15. медальон, 16. шампиньон, 17. шьём, 18. подъельник, 19. лисьи, 20. необъятный, 21. сомненье, 22. трёхъязычный, 23. объезд, 24. съедобный Структура сложноподчиненных
|
предложений. Задание. Запишите в виде схем, объясните орфограммы. 1) Опытные гроссмейстеры могут играть (в)слепую, (не)глядя на доску, сразу с несколькими соперниками, что (не)возможно для начинающих. 2) Я не сразу понял, что он (н…)когда (н…)признается в этом. 3) Мои воспоминания часто приводили меня туда, где я провел свою молодость. Схемы: [ ], (что...); [ ], что ( ); [...туда], (где...). Задание. По схемам составьте предложения: а) [ ], (которые...). б) [ ], (где...)? в) [там.., (где...), ...]. г) чтобы ( ), [ ]. Ориентировочные варианты ответов: 1) Бывали ли вы в осеннем лесу, где шуршит листва под ногами и воздух наполнен таинством увядающего дыхания? 2) Как восхитительны полевые цветы, которые ласкает первый луч восходящего солнца. 3) Чтобы успеть увидеть цветущую сакуру, японцы не спят ночь. 4) Там, где дорожка сворачивает к лесу, опять показался загадочный старичок. Домашнее задание. Рефлексия. Упр. 83, 87. Выучить конспект и сравнить его с материалом параграфа 9.
|