Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний    

    План-конспект урока 
    

    Словосочетание.

    План. Конспект. Тема.  Связь слов в словосочетаниях: строение, способы связи, грамматическое значение. Примеры, задания, тест «словосочетание: управление, согласование, примыкание», презентация «вид словосочетание».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Виды и способы связи слов в словосочетаниях. Слайд 2-38. (время 0:12)
    А. По главному слову на примерах:
    - именные: твердое убеждение
    - глагольные: спасаясь от грозы
    - наречные: очень красиво
    Б. по тиру подчинительной связи на примерах:
    - согласование: наша красавица
    - управление: смотреть игру
    - примыкание: готов выступить

    2. Словосочетания со связью управление. Слайд 39-55. (время 0:10)
    Заполнение таблицы макетами словосочетаний для приобретения навыков грамотного употребления падежей в словосочетаниях.

    3. Различие и сходство сочетаний слов и словосочетаний. Слайд 56-60. (время 0:05)
    А. Задание к классу на нахождение словосочетаний  в тексте, определение их строения.
    Б. Задание на нахождение отличий  словосочетаний от словестных сочетаний и предложений
    В.  Самостоятельный вывод учащихся о словестных сочетаниях, не относящихся к словосочетаниям.

    4. Анализ синонимичных словосочетаний. Слайд 61-69. (время 0:05)
    Задание на произведение анализа синонимичных словосочетаний, определение их строения и стилистики употребления.
    Задание на произведение смыслового анализа синонимичных словосочетаний.

    5. Проверочная работа. Слайд 70. (время 0:10)
    Задания на закрепление пройденного материала.

    6. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 71. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 1005  Сейчас 35







Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 12.
К уроку
презентация
памятка "правильное употребление падежей"
тест
ответы к тесту


cмотреть видеоурок
Презентация к уроку "Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний"



Класс   Фамилия                          вариант 0

Тест «Строение словосочетания»

1. Укажите ряд, где все словосочетания со связью согласование?
1) один человек, любящие родители, прошедшее время,
2) роскошный особняк, у твоего дома, ваше мнение
3) образованный юноша, любимая игрушка, несогласованное определение
4) любимый мною, некоторые наречия, когда-то знал

2. Укажите ряд, где все словосочетания со связью управление?
1) долго молчала, тревога усиливалась, оба пенсионера
2) нашел среди друзей, образованный от существительного, каждый из них
3) любить жизнь,  увидеть из окна, смотреть внимательно
4) смотреть вдаль, переходит через границу, двое из нас

3. Укажите ряд, где все словосочетания со связью примыкание?
1) сомневаюсь в этом, говорить вполголоса, сжечь дотла
2) говорить вполголоса, работать молча, любуясь собою
3) вкратце изложить, два рубля, говорить невпопад,
4) хорошо учиться, кофе по-турецки, рисовать долго

4. Из предложений
В этом случае баллистическая кривая не прогнозируема.
найдите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответ:

5. Найдите и запишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Оба малыша держались за мать, глядя исподлобья.
Ответ:

6. Из предложения
Глядя на его смущенное лицо, мы уже знали ответ, который он собирался озвучить.
запишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:

7. Назовите вид подчинительной связи в словосочетании УМЕЮЩИЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ.
Люди душевные, умеющие сопереживать и прийти на помощь ближнему встречаются чаще, чем равнодушные, черствые эгоисты.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема. Словосочетание,  строение и грамматическое значение.
Содержание.  Связь слов и способы связи в словосочетаниях, их строение, грамматическое значение. Примеры, задания, тест «словосочетание: согласование, управление,  примыкание», презентация «вид словосочетание».
1. Виды связи в словосочетаниях.
Просмотр видеоурока  «словосочетание»
2. Строение словосочетаний.
Для того чтобы избежать ошибок в словосочетаниях  ЗАПОМНИТЕ!
– тревожиться о ком-то (чем-то); – одеть что (кого); – опереться на кого (что); – основываться на ком (чем); – отозваться о ком (чем); – полный (переполненный) чего; – поражение потерпетьот кого (чего); – преимущество над кем (чем); – предостерегать от кого (чего); – разозлиться на кого (что); – удивляться чему (кому); – убежден в ком (чем); – уплатить за что; – тревожиться за кого (что); – идентичный с кем-либо (чем-либо); – обрадован кем (чем); – уделить внимание кому (чему); – надеть на кого (что); – основываться на ком  (чем); – обосновывать кем (чем); – рецензия на что; – наполненный чем; – проиграть чему (кому); – превосходство перед кем  (чем); – предупредить о ком (чем); – рассержен чем (кем); –

удивлен чем (кем); – верит в кого (во что); – оплатить что (кого)
3. Лингвистический анализ словосочетаний.
Задание. Выпишите в соответствующие ячейки таблицы словосочетания из отрывка поэмы «Евгений Онегин».
В. Чем отличаются сочетания слов и предложения от словосочетаний?
Словосочетание – это порядок из двух, реже нескольких связанных слов.
Предложение – это целостная  единица речи со смысловой завершенностью.
Слово – это единица языка, служащая обозначением предмета или признака.
Задание. Запишите под диктовку (или слайды), подчеркните словосочетания.
Мороз и солнце (сочинительная связь), день чудесный (словосочетание), ты дремлешь (предложение), на небе (слово), сквозь тучи желтела (словосочетание), в окно (слово), под голубыми небесами (словосочетание), блестя на солнце (словосочетание), леса и берег (сочинительная связь), приятно думать (словосочетание).
Вывод.
В. Итак, словосочетаниями не являются …
(Обучающиеся сообща должны сделать вывод, что фразеологизмы, грамматические основы, сочетания с сочинительными союзами, сложные грамматические формы не являются словосочетаниями).
Слово ученика.
Сообщение ученика на тему «Словосочетание,

принципы построения слов в словосочетаниях».
Закрепление.
Задание. Произведите анализ синонимичных словосочетаний, определите их строение и стилистику употребления:
шапка отца (управление) – отцова шапка (управление разг.); кирпичная стена (согласование) – стена из кирпича (управление);  дивизионный штаб (согласование) – штаб дивизии (управление); рассказывать о собачке (управление) – рассказывать про собачку (управление разг.); летели самолетом (управление)  – летели на самолете (управление разг.).
Задание. Произведите смысловой анализ синонимичных словосочетаний:
обёрточная бумага (специальная бумага, предназначенная для обертки) – бумага для обёртки (бумага,  которая используется как обёрточная).
4. Проверочная работа (прилагается).
Выполните задания по теме «словосочетание», выданные вам на листах
5. Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнения 59, 60; запомнить слова в рамочках §7.
Рабочая тетрадь Г.А. Богдановой, упражнения 14, 15, 16.

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): Наталья
Дата: 2018-12-20

замечательно

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.