|
Фрагменты урока
Тема урока. Назывные предложения. Содержание. Односоставные назывные предложения и их употребление. Словарный диктант. Примеры, задания, презентация 1. Проверка домашнего задания А. Словарный диктант №7 Метафора (определение). парашют, мажорный, ажурный, чёт-нечет, трущоба, жёлудь, никчёмный, жюри, прожорливый, марципан, ожёг (руку), ожог (руки), печёнка, пощёчина, расчёска, цирк, цыплёнок, шёлковый; шов, шоколад, боржоми, вечёрка, герцог, изжога, кошёлка, крыжовник, полушёпот, циферблат, цыган, чащоба, чопорный, шоу, брошюра, корнишон, на цыпочках, решётчатый, цикорий, чечётка, чёботы, шомпол. Б. Запись под диктовку (или слайды презентации) Задание. Найдите назывные предложения 1. Лето. Степь. Жара и пыль. Ни клочка на небе синем. Чуть колышется ковыль. Караван бредет уныло. 2. Там луна за облаками, окруженная звездами, стережет ночной покой. 2. Слово учителя На прошлом уроке мы остановились на вопросе: зачем нужны назывные предложения, употребление их в русской речи. 3. Функции назывных предложений Они обозначают стационарную картину места,
|
обстановки, времени действия. Назывные предложения используются в устной и письменной речи: описаниях, авторских ремарках, названиях, вывесках: Зимний вечер. Тишина. Магазин «Чулки и шляпки» 4. Типы назывных предложений По цели высказывания бывают: повествовательными: Снег, снеговики и тишина; восклицательными: Какая мысль! Эврика!; указательными: Вот мельница. А вон деревня; информативными: Двенадцать часов десять минут. Скользкая дорога; тревожными: Караул! Пожар! оценочными: Ну и дом! Какие перышки! Красота! повелительными: Внимание! Смирно! эмоциональными(удовлетворение, неудовольствие): Вот и тишина. Ну и грохот; сослагательными: Если бы счастье Надо сказать, что подобное разделение довольно условно и зависит и от контекста (не всегда), например: скользкая дорога – можно отнести высказываниям и оценочным, и информативным, и предупредительным и тревожным. В назывных могут употребляться указательные и восклицательные частицы вон, ну и, вот, вот так, какой… 5. Отличие назывных предложений от двусоставных Определения, как согласованные, так и несогласованные могут служить распространителями в
|
назывных предложениях, но если распространитель обстоятельство места или времени, то предложение – двусоставное неполное: на улице дождь (идет), скоро лето (будет) какое утро! – назывное предложение, слово какое – частица. Какая погода? – двусоставное предложение, где какая – СИС с нулевой связкой. Предложение: вот карандаш – назывное; Предложение: это карандаш – двусоставное Предложение: зимний день – назывное; Предложение: день зимний – двусоставное В. Еще раз прочитайте стихотворение Б. Пастернака и текст (выдержки из стихотворения в прозе И. Тургенева «Деревня») и самостоятельно ответьте на вопрос: зачем нужны назывные предложения? 6. Самостоятельная работа Слушание текста по И. Шевцову (прилагается), с последующим изложением «зима» с применением назывных предложений. 7. Домашнее задание Закончить сочинение Задание на 10 дней: подготовиться к словарному диктанту №8.
|